«Кубань-24» обвинили в нарушении журналистской этики | Голос Кубани

«Кубань-24» обвинили в нарушении журналистской этики

Эксперты общественной коллегии по жалобам на прессу обнаружили нарушения журналистской этики и принципов объективности в сюжете, который вышел в эфир принадлежащей администрации края телекомпании «Кубань 24».

Кубанских телевизионщиков уличили в попытке искусственно сконструировать «скандальное событие» и очернить общественную организацию.

В рамках Всероссийского фестиваля СМИ «Вся Россия» общественная коллегия по жалобам на прессу провела рассмотрение жалобы «Экологической вахты по Северному Кавказу» на действия сотрудников принадлежащего администрации края телеканала «Кубань-24» (ГУП «Новое телевидение Кубани»), подготовивших негативный сюжет «ЭкоВахта по Северному Кавказу» оказалась в центре скандала» о заместителе руководителя организации Дмитрии Шевченко.

Активисты ЭкоВахты обвинили канал «Кубань-24» в распространение материалов, которые представляют собой ложные и порочащие сведения, а также в нарушение прав на неприкосновенность частной жизни.

Общественная коллегия по жалобам на прессу пришла к выводу, что сюжет «ЭкоВахта по Северному Кавказу» оказалась в центре скандала» является не журналистским продуктом, а продуктом информационной войны, который изготовлен с грубыми нарушениями журналисткой этики.

Вот основные тезисы из заключения коллегии:

  • тема сюжета не является журналистской, поскольку она уже получила идеологический статус, её активация обнаруживает предвзятость организаторов спорной «новости» и «спорного скандала»;
  • в спорном сюжете отсутствует собственно новость и реальное событие; журналистам пришлось создавать «событие» самостоятельно — своим не вполне корректным поведением по отношению к Дмитрию Шевченко, у которого бралось интервью;
  • повод для сюжета и «скандал» сконструированы под актуализацию темы «иностранных агентов», поскольку эта тема в нашей стране является притягательной для массового сознания, т.к. активирует идеологемы «свой-чужой»;
  • видеоряд и вербальный текст служат выстраиванию позиции «свой-чужой»: Экологическая вахта по Северному Кавказу представлена исключительно в негативном ключе, как «иностранный агент», при этом в сюжете нет ни слова о том, чем эта организация вообще занимается;
  • используемые в сюжете решения государственных органов преподносятся как безальтернативные, уничтожающие авторитет НКО как таковых: «ведомство указало», «суд принял решение», «по данным прокураторы» — зритель должен принять данные источники информации как истину в последней инстанции.

Журналисты-эксперты, рассмотревшие жалобу ЭкоВахты на действия сотрудников телекомпании «Кубань 24», пришли к выводу, что никакой журналисткой составляющей в сюжете кубанских телевизионщиков не было, а была попытка искусственно сконструировать «скандальное событие» и очернить общественную организацию.

Напомним, что в феврале этого года Дмитрия Шевченко, возвращавшегося из Хельсинки с Гражданского форума ЕС-Россия («Эковахта» является членом этой международной ассоциации), на выходе из здания аэровокзала подкараулила съёмочная группа, журналист которой представилась, как сотрудница телекомпании «Новый город».

Девушка пыталась задавать провокационные вопросы, а уже спустя несколько дней после инцидента, «Кубань-24» опубликовали сюжет под названием ««Эковахта по Северному Кавказу» оказалась в центре скандала», в котором утверждается, что Экологическая Вахта якобы «финансируется из США через личные счета ее заместителя», что по мнению экологов не только не соответствует действительности, но и является клеветой, выраженной в форме утверждения.

При этом в сюжете показали переснятые на фотоаппарат оригиналы судебного дела, которое тоже не могло попасть законным образом в распоряжение кубанских телевизионщиков.

В мае Экологическая Вахта подала жалобу в Общественную коллегию по жалобам на прессу на нарушение авторами сюжета закона о СМИ и норм журналистской этики в связи с очевидными признаками распространения ложных и порочащих сведений, нарушения права Дмитрия Шевченко на неприкосновенность частной жизни.

Отметим, что телеканал «Кубань 24» дотируется из бюджета Краснодарского края, на его содержание ежегодно тратятся сотни миллионов рублей — очевидно, на то, чтобы это СМИ производило качественную журналистскую продукцию по действительно общественно значимым и актуальным темам, а вовсе не выполняло заказы отдельных лиц и госведомств по дискредитации общественных объединений и гражданских активистов.

Общественная коллегия по жалобам на прессу – независимая структура гражданского общества, осуществляющая саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации. Коллегия была создана в 2005 году неофициальным соглашением между более чем 80 средствами массовой информации и не медийными НКО для осуществления функций третейского суда. Коллегия рассматривает жалобы аудитории средств массовой информации на нарушение профессиональной этики журналиста и медиаэтики.