За четыре дня власти Краснодарского края так и не осмелились посетить протестный лагерь
Десятки припаркованных на обочине фур с плакатами, ночующие здесь же водители, импровизированный навес и костер с подвешенным на цепь походным котлом.
Так выглядит лагерь выступающих против системы «Платон» краснодарских дальнобойщиков, которые по сообщениям кубанских СМИ «по итогам переговоров с властями перевозчики Краснодарского края отказались от забастовок». Распечатанную из интернета новость о свернутом протесте здесь комментируют только матюгами – за четыре дня, которые стоит лагерь, ни один чиновник сюда не явился, а фамилии людей, говорящих якобы от имени дальнобойщиков, они слышат впервые.
Подходим к водителям с камерой, мужики слегка тушуются, но после первого интервью их прорывает – эмоционально, перебивая друг друга, рассказывают о наболевшем.
Протестные акции, связанные с вводом системы «Платон», через которую владельцы фур обязаны оплачивать сборы за проезд по федеральным трассам, на Кубани начались 11 ноября. Порядка 30 фур тогда выстроились в линию на крайней правой полосе по дороге Краснодар-Кропоткин. Еще порядка 150 большегрузов из Краснодарского края выезжает на всероссийскую акцию в Москве.
– Пострадаем не только мы, за «Платон» заплатят все жители России. Итак, заходишь в магазин с деньгами, а ничего купить не можешь, потому что они за два года обесценились. Когда еду в рейс в Красноярск, занимаю по знакомым деньги на солярку, теперь еще должен на «Платон» занимать? – краснодарский дальнобойщик Петр Ганелян от безысходности разводит руками. – Какие-то депутаты говорят на нас, что мы «пятая колонна», протестуем на деньги американцев. На самом деле пятая колонна – сами депутаты. У них миллионы, они отправляют детей заграницу, а мы растим детей здесь. Мало того, пускают по интернету ложь что краснодарские власти с нами договорились, и мы отказались от забастовки.
Напомним, что ранее депутат Госдумы от «Единой России» и лидер Национального освободительного движения Евгений Федоров заявил: протесты дальнобойщиков организованы «пятой колонной» и властями США для обрушения государственного строя в России.
Остальные водители подтверждают – за все четыре дня к ним ни разу не приезжали представители администрации Краснодарского края.
– Только полицейские приезжают, каждый день переписывают номера фур, – добавил краснодарец Валентин Фолерант. – Сами подсчитайте, сколько уже с нас собирают: ввели акциз на топливо, платим 7 рублей с каждого литра, я плачу за свою машину 36 тысяч транспортного налога. Задайте правительству вопрос – где эти деньги и где дороги, на которые их должны были построить? Готов любого депутата посадить в автомобиль и провести по нашим дорогам.
– Владимир Владимирович обещал, что четыре года предпринимателей трогать не будут, – раздался хриплый бас из толпы дальнобойщиков.
Водители несколько раз подчеркнули – у них не политический протест, а экономический. К президенту Владимиру Путину они настроены положительно, только, по их мнению, от главы государства скрывают истинную ситуацию в стране.
– Были среди нас «герои», которые призывали идти против власти. Но мы против нее ничего не имеем. Лично я голосовал за Путину, у меня была гордость, когда он на саммите французам сказал на французском, немцам на немецком, – делится водитель Виктор Зубчик. – Почему он нас не слышит? Когда служить в армии или налоги платить, мы нужны… Месяц назад приезжал Медведев, нас как бешеных собак закрывали в домах, не давали выходить. Наверное, и президенту показывают то, что нужно показать, а не то что есть.
– В интернете прочитал, что Игорек Ротенберг сказал: не хочу зависеть от отца (Аркадий Ротенберг – российский олигарх, миллиардер, по сообщениям СМИ является близким другом президента Путина – прим.авт.), сам отчебучу. Вот и отчебучил, – добавляет один из стоящих за спиной Зубчика мужчин.
Пока разговариваем, в котле закипает вода, водители заваривают чай и кофе. Некоторые из них ночуют здесь же, другие вечером уезжают домой. Признаются, что с 15 ноября все равно не работают из-за системы «Платон», семьи проживают последние накопления.
– Я 25 лет занимаюсь дальнобоем. Сейчас буду вынужден продать машину. А кому она нужна, если все водители отказываются ездить? В штукатуры пойти – так уже старый, – закуривает худой мужчина в потертой куртке.
– Подсчитайте сами, арифметика простая: стоимость прогона фуры из Краснодара в Москву, а это 1300 км, максимум 28 тысяч. На солярку, расходы выходит 20-22 тысячи, остается около 6. С 1 марта «Платон» будет стоит 3 рубля. Обратно я еду «пустой», но платить все равно должен. Получится, за рейс по системе отдам почти 8 тысяч, то есть в убыток себе поеду, – горько улыбается водитель Юрий Лагойда. – А если по дороге колесо «стрельнет», заменить новое стоит 20 тысяч. Когда ввели акцизы на топливо, правительство обещало отменить транспортный налог – обмануло. Сейчас ввели «Платон», СМИ о нашем протесте замалчивают. Как верить такому правительству не знаю…
Юрий рассказывает, что цены на продукты с марта только из-за «Платона» вырастут не на несколько копеек, как уверяют некоторые эксперты, а минимум на треть.
– Посчитайте сами стоимость фарша. Чтобы откормить корову нужно зерно, его с поля везут на комбикормовый завод – уже пошла плата за «Платон». Потом комбикорм везут на ферму – опять отсчитывай. Животных везут на бойню – снова «Платон», с бойни на мясокомбинат и так далее, – перечисляет дальнобойщик.
– Ты расскажи еще, что в Дагестане уже 300 вагонов хурмы из Азербайджана сгнили, водители не хотят их вести, – басит стоящий рядом коллега.
Пока мы общались с водителями, проезжающие мимо машины несколько раз одобрительно сигналили протестующим. Тут же были и полицейские – мимо колонны разъезжала машина ДПС с включенными проблесковыми маячками.