Под занавес 2021 года на Кубани высадился десант компании «РТ-Инвест». Гости приехали спасать регион от мусорного кризиса – притом, по их словам, по поручению самого Путина. Эмиссары пообещали решить вопрос со зловонием мусорного полигона под Белореченском (это то, что показали общественности), а детали всего «спасительного» плана обсуждались в администрации края за закрытыми дверями. Но тайное очень быстро стало явным.
Встреча губернатора Кубани Вениамина Кондратьева с главой (и по совместительству основным владельцем) компании «РТ-Инвест» Андреем Шипеловым прошла в первый же рабочий день после новогодних праздников: такое ощущение, что стороны очень ждали возможности продолжить переговоры о строительстве на Кубани мусоросжигательных заводов (МСЗ).
Администрация края радостно отрапортовала на своем сайте, что «РТ-Инвест» планирует построить на Кубани целых три МСЗ (их чиновники называют «комплексами по переработке отходов»), два из которых, как мы уже и рассказывали, планируется разместить в Сочи и на Таманском полуострове – теперь эти географические локации подтверждены официально.
Кроме того, кубанская администрация сообщила, что в рамках первого этапа, уже в 2022 году планируют внедрить так называемую «двухконтейнерную» систему раздельного сбора, а с 2024 года – «трехконтейнерную», с отдельным сбором пищевой и прочей органики. Также в рамках плана предполагается начать рекультивацию свалки возле Кабардинки и скандального полигона в Белореченском районе, куда в настоящее время вывозят отходы из Сочи.
Больше не приведено никаких подробностей и деталей – ни о стоимости всей этой затеи, ни о ее конечных результатах.
Но пробелы официального пресс-релиза очень быстро восполнились: в открытый доступ попала презентация, которую показывали Кондратьеву. И как можно догадаться, информация оттуда куда более красноречива и содержательна, чем сообщение административной пресс-службы.
Но обо всем по порядку.
Доклад начинается с констатации того факта, что в регионе полностью провалена работа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО): при небывалом для современной России росте численности населения, в крае полностью отсутствует современная инфраструктура по обращению с ТКО.
Установленного в национальном проекте «Экология» целевого показателя переработки к 20204 году 55% отходов, регион не достигнет даже близко. А инфраструктура для сбора и перевозки отходов уже сегодня никак не соответствует требованиям Постановления правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1657, с чем, разумеется, сложно спорить – все так и есть.
Но ту бы самое время поговорить о причинах провала в регионе «мусорной реформы», а также вообще о менеджерских качествах ответственных за это направление людей, но «РТ-Инвест», наоборот, как будто даже рад подобному обстоятельству: сразу предложил заранее заготовленный «спасительный» план.
1. На первом этапе (2022-2024 годы) компания планирует создать инфраструктуру для раздельного сбора ТКО, в рамках чего уже в текущем году обещано внедрить упомянутую выше «двухконтейнерную» систему: в одних контейнеры предполагается собирать условно «чистый» мусор (сухая упаковка, вышедшие из употребления мелкие бытовые предметы и т.п.), в других – все остальное.
В 2024 году предполагается установить еще и третий вид баков – для сбора самой органики. Но не везде, а только в курортных городах (о чем, кстати, администрация скромно умолчала в своем пресс-релизе).
В рамках этого же этапа «РТ-Инвест» обещает построить 6 новых комплексов по обработке отходов (КПО) мощностью до 2,9 млн. тонн в год, на которых предполагается принимать на обработку 100 процентов всех образующихся в регионе бытовых отходов. А еще обещано обновить парк мусоровозов и оцифровать учет перемещения всех отходов.
Кроме того, в рамках первого этапа планируется рекультивировать свалку между Кабардинкой и Геленджиком, а также Белореченский полигон.
2. На втором этапе (2022-2027 годы) «РТ-Инвест» планирует построить уже, собственно, сами мусоросжигательные заводы – в Сочи и на Тамани. Их совокупная мощность обозначается в пределах 1,5 млн. тонн сжигаемых отходов (около 500 тыс. тонн – завод в Сочи и чуть более 1 млн. – на Тамани).
Заводы планируется построить к 2027 году, после чего предусмотрен еще и третий этап (2027 – 2031 годы), называемый «опционным»: возведение еще и третьего МСЗ – уже в столице региона Краснодаре. Мощность этого «опционного» завода тоже обозначается в районе 1,1 млн. тонн мусора в год.
Совокупно на всех трех заводах после 2031 года планируется сжигать более 2,6 млн. тонн отходов, причем не только кубанских. В рамках этого этапа планируется «заключение соглашения в области обращения с ТКО между Краснодарским краем, Республикой Крым и Севастополем».
При этом не очень понятно, что будут делать после 2021 года (тем более, после 2031-го) построенные в рамках первого этапа комплексы по сортировке отходов. Но можно предположить, что их превратят в перевалочные пункты для мусора, вывозимого на сжигание.
Примечательно, что начало реализации и первого и второго этапа плана «РТ-Инвест» совпадает – т.е. начнутся они параллельно. Очевидно, что условное разделение на этапы нужно исключительно для пиара и формирования общественного мнения: жители края ждут ведь вовсе не заводы– они ждут нормальную систему раздельного сбора и современную перерабатывающую сферу. Многие вообще не прочь и сами зарабатывать на рынке вторсырья – дайте только возможность и прекратите искусственно монополизировать мусорную сферу.
Поэтому вполне понятно, что прийти и заявить в лоб: отныне весь мусор будет собственностью станет собственностью господина Шипелова, и он будет его сжигать, а не перерабатывать – такое точно бы не прошло.
Поэтому решено пудрить людям мозги «этапами», различными обещаниями, не связанными напрямую с мусоросжиганием, а также подменять понятия и термины: например, использовать не выражение «мусоросжигательный завод», а «комплекс по энергетической утилизации».
Теперь запасемся вилками для снимания навешанной на уши лапши и еще раз внимательно посмотрим на презентацию, а особенно на приводимый там цифры.
Для начала соотнесем объемы отходов, фактически производимые в регионе, с мощностью предлагаемых МСЗ.
По утверждению властей, в крае ежегодно образуется порядка 2,5 млн. тонн твердых коммунальных отходов. Совокупные мощности сочинского и таманского заводов составят 1,56 млн. тонн мусора – т.е. после 2027 года предполагается сжигать более половины всего образуемого мусора.
15 процентов оставшегося объема пойдет на полигоны – об этом прямо говорится в презентации. Если будет оставаться около 1 млн. тонн из того, что не пойдет в топку, то 15 процентов от этой суммы – это 150 тыс. тонн.
Таким образом, остается всего 750 тыс. тонн отходов, которые не пойдут ни на сжигание, ни на захоронение, а на переработку. Это всего 30 процентов от ежегодно образуемых в регионе отходов.
Учитывая, что в составе мусора 30-40 процентов составляет органика, можно предположить, что предлагаемая «РТ-Инвест» система раздельного сбора будет нацелена только на то, чтобы отсепарировать пищевые отходы от «сухого» мусора – и это хорошо ложится в анонсированную властями «двухконтейнеруную» концепцию.
Отобранный «сухой» мусор поедет прямиком в топку (такие отходы легко брикетировать, перевозить и на их сжигание требуется меньше топлива) а все остальное отправится на мусорный полигон. Притом, как видится, на полигоны поедет куда больше, чем заявленные 15 процентов отходов.
Дело в том, что органические отходы подлежат превращению в компост только если изначально собраны отдельно. А если в один и тот же бак будут кидать и пищевые отбросы, и просроченные продукты в упаковке, и саму грязную упаковку – то из такого месива уже невозможно будет извлечь что-либо полезное: все придется просто захоранивать.
Поэтому если кто-то думает, что после строительства МСЗ на Кубани исчезнуть зловонные свалки, то он сильно ошибается. Более того, если мы вернемся к первому этапу плана «РТ-Инвест», то увидим, что там заявлено намерение построить к 2024 году не менее шести комплексов по обработке отходов – т.е. мусорных полигонов, если перевести с эзопова языка.
Все это означает, что власти не откажутся от прежних планов по строительству т.н. межмуниципальных полигонов ТКО, против которых люди бунтуют по всему региону. Единственное, что после запуска МСЗ, на эти полигоны физически поедет меньше мусора.
Но поскольку на захоронение пойдет смесь, содержащая органические отходы, то это проблема со зловонностью этих объектов, выбросами в атмосферу, загрязнением почвы и сточных вод – все равно останется.
Получается, что на сжигание пойдет полезное вторсырье, которое можно было бы перерабатывать, а на свалки поедет гниющая зловонная масса – на радость местным жителям новых «белореченсков».
Особую пикантность всей неприглядной этой истории придает то обстоятельство, что за псевдо-решение мусорной проблемы жителям края придется еще и серьезно раскошелиться.
Давайте посмотрим на приведенную в презентации калькуляцию.
Далее расписаны решения как не допустить роста тарифов за вывоз мусора на более чем 6 процентов в год. Прямым текстом говорится, что в таком случае потребуется государственная поддержка.
И вот какой счет выставлен Краснодарскому краю.
Также не будет забывать, что и с населения продолжат собирать плату за вывоз мусора (сейчас ее собирают в размере около 9 млрд. рублей в год) – и этих денег не то, что не хватит на Шипелова с его заводами, их не хватает даже на своевременный вывоз мусора и текущую деятельность мусорных операторов.
Где же краевые власти будут брать средства? Все последние годы региональный бюджет сводился с дефицитом в 7-9 млрд. рублей. В 2019-2020 годах долги региона по бюджетным, банковским кредитам и облигациям составляли около 100 млрд. рублей. У края не только нет лишних денег на субсидирование мусоросжигательных проектов, но он еще глубже свалится в долговую яму.
В презентации «РТ-Инвест» не скрывается, что региону придется изыскивать займы: сказано, что дефицит можно покрывать за счет федеральных субсидий, кредитов, а также за счет курортного сбора.
Последнее само по себе забавно. В 2022 году в Сочи планируют собрать с отдыхающих в виде курортного сбора 548 млн. рублей (всего же за 2021 год удалось собрать не более 121 млн. рублей). Даже если вынести за скобки саму абсурдность ситуации: заставлять людей платить за пребывание в городе, который будет загрязняться тяжелыми металлами и диоксинами, несложно понять, что собранных денег не хватит на содержание местного даже местного МСЗ.
Поэтому не только в Сочи, но и других курортных городах придется резко и в разы повышать курортный сбор – ценой серьезного удара по имиджу, привлекательности и конкурентоспособности кубанских курортов (ковидные ограничения ведь не будут вечными, и зарубежные курорты откроются не только в Турции и Египте).
Но и этих собранных огромной репутационной ценой денег может не хватить, поэтому вопрос повышения тарифов за вывоз мусора – это лишь вопрос времени.
Кстати, жителям придется дважды заплатить за то, что производимый ими мусор будет отправляться в топку. На МСЗ ведь еще и предполагается вырабатывать электроэнергию (именно эта уловка позволяет лоббистам мусоросжигания говорить об «энергетической утилизации» отходов, а не о их уничтожении). Себестоимость киловатта такого электричества, как мы уже писали, в 43-45 раз выше в сравнении с обычными тепловыми электростанциями.
Естественно, что продажа такой сверхдорогой электроэнергии по существующим тарифам не покроет расходов на ее производство. Еще при первом заходе «РТ-Инвеста» на юг России в 2018 году говорилось, что каждому из промышленных потребителей электроэнергии в Европейской части страны придется платить за киловатт электроэнергии минимум на 3-6 % больше. А в Краснодарском крае электричество подорожает для всех категорий потребителей.
Даже если не рассматривать экологические аспекты функционирования крупных мусоросжигательных заводов) с не самой совершенной технологией очистки выбрасываемых газов («РТ-Инвест» предлагает трехступенчатую очистку вместо применяемой во многих странах ЕС пятиступенчатой – об этом мы поговорим в другой раз), то экономический разрез этой деятельности – это нечто лежащее за пределами рациональности и здравого смысла.
Это настоящая кабала на десятилетия (если не на столетия), в которую администрация Вениамина Кондратьева тащит весь регион. Хотя могла бы взяться и наладить раздельный сбор, создать логистическую инфраструктуру для перевалки вторсырья, привлечь бизнес, заинтересованный в переработке, создать для него благоприятные условия.
Фактически можно было бы с нуля построить целую отрасль, которая бы генерировала налоги и создавала бы рабочие места и различную бизнес-активность вместо того, чтобы тащить сюда аферистов, умеющих только осваивать бюджетные деньги и выкачивать их из населения.
ДМИТРИЙ ШЕВЧЕНКО, исполнительный директор АНО “Гражданская инициатива против экопреступности”