Результаты благоустройства двора на Тургенева/Гагарина | Голос Кубани

Результаты благоустройства двора на Тургенева/Гагарина

Благоустройство двора в пределах участка, ограниченного улицами им. Тургенева, им. Гагарина, им. Котовского, Фестивальной

Дворовое пространство, ограниченное улицами им. Тургенева, им. Гагарина, им. Котовского и Фестивальной, имеет довольно продолжительную для Краснодара историю. Вся эта история была представлена во дворе – стихийные гаражи, неаккуратно уложенный и покусанный лужами асфальт, парковка в любом неогороженном месте, грязь и много деревьев и кустов разного возраста. Требовалось решить проблему с безопасностью пешеходов, так как выделенных тротуаров не было, парковки тоже не были огорожены, что создавало угрозу жизни и здоровью пешеходов, в первую очередь детей и маломобильных жителей.

Весной 2017 года несколько домов в этом дворе подали заявки на участие в программе «Формирование благоприятной городской среды».

Сначала хорошее – убрали гаражи, аварийные деревья, положили новый асфальт, бордюры, отличная детская и спортивные площадки.

Однако при разработке проекта благоустройства были в очередной раз проигнорированы как рекомендации Минстроя, так и здравый смысл.

Ничто не мешает водителям блокировать проход

Проектной организацией не был проведен анализ пешеходных потоков.

Ниже приведена выкопировка из проекта с ситуацией до начала ремонтных работ. Синим обозначены основные направления перемещения пешеходов. Они нарисованы поверх гаражей и прочих сооружений, так как каждый выбирал сам пути прохода через них. Главное – людям надо было попадать кратчайшим путем либо от периметральных улиц к себе домой, либо сокращать свой путь от улицы к улице через двор.

Пешеходные направления с наибольшим количеством участников

Накладываем эти направления на проект

Не сходится.

Чтобы было еще понятней, я обозначила зеленым цветом тротуары, голубым – узкие проезды, красной штриховкой – зоны, в пределах которых ширина проезжей части позволяет парковаться.

Тротуаров нет. Как легко можно заметить, пешеходные направления по большей части накладываются либо на проезжую часть и потенциальную парковку или на сооружения и зеленые зоны. В этом дворе придется все время помнить о машинах, проходить между припаркованными машинами, оглядываться, не едет ли сзади машина. Детям нельзя кататься во дворе на велосипедах, роликах или самокатах. Таким образом, перемещение людей по территории двора не стало ни удобнее, ни безопаснее.

Огромная бесформенная проезжая часть никак не разграничена, и даже нанесение разметки мало поможет

Из всей площади покрытий (а это 47% от всей благоустраиваемой площади) на позицию «отмостка, дорожки» приходится 3430 м2 из 14195. В эту цифру входят отмостки вокруг домов и твердое покрытие от порога подъезда до проезжей части. Отдельный тротуар на всю проектную зону только один – от третьего подъезда дома №42 до парковки перед домом №40. Этот тротуар начинается от машины и заканчивается в машину.

Снимок через запыленное окно подъезда

На фото выше видно примыкание другого тротуара, его нет в проекте. Устройство этого участка было предложено мной при поддержке жильцов дома № 42, так как между домами №40 и №42 проходил избранный народом диагональный маршрут от остановки на Тургенева/Гагарина к домам внутри квартала, к школе №5, поликлиникам. Его не трудно было заметить невооруженным глазом, так как это была хорошо утоптанная тропа в полметра шириной. И как раз эту позицию сложившейся ситуации и нужно было учесть при проектировании, но этого не было сделано. Более того, внесение этой корректировки было довольно сложным, и при производстве работ подрядчик всякими способами пытался уговорить жильцов дома №42 отозвать эти изменения. Но жильцы молодцы.

Хотя оказалось, что и тут косяк – нам надо было нарисовать дорожку дальше, продолжить до проезжей части, но эту корректировку корректировки уже никаким способом не удалось внести. А упорные пешеходы никак не хотят идти навстречу организаторам строительства и принимать навязываемые правила. Люди будут ходит по грязи, лишь бы это был самый короткий маршрут.

Если бы мы не настояли на асфальтировании народной тропы, она уже была бы заново протоптана по всей длине, несмотря на постоянные дожди.

Цитата из проекта: «На участке благоустройства наблюдается дефицит парковочных мест» – это искаженная информация, наблюдался дефицит благоустроенных парковочных мест. Раньше это выглядело ужасно, но поставить машину можно было всегда. Но по окончанию работ складывается впечатление, что все благоустройство затевалось ради асфальтирования парковок.

Машинам — неограниченное пространство, людям — загоны

Цитата из проекта: «Предусмотрено свободное и безопасное перемещение по двору и доступ во все здания и ко всем площадкам маломобильных граждан, для чего запроектированы пандусы, бордюры вдоль проездов и принят нескользящий тип покрытий тротуаров». Видимо, разработчики имели в виду наличие в своих проектных решениях проработанной пешеходной инфраструктуры. Но как уже было показано, обособленных тротуаров нет. Жители как ходили по проезжей части вместе с машинами, так и ходят. Только если раньше убитый асфальт действовал как успокоитель скорости, по двору физически было невозможно быстро проехать, то при благоустройстве четверть двора превратилась натурально в плац. Ровные широкие проезды, большие разворотные площадки, все для любителей дрифта.

Площадь участка в границах благоустройства – 2,9755 га (29755 м2)

Площадь застройки – 6405,0 м2

Площадь покрытий – 14195,0 м2

Площадь озеленения – 9155,0

То есть площадь, свободная от застройки – 23350 м2, больше двух гектар! Причем она не раздробленная строениями на небольшие участки, как легко можно видеть на плане – в центре освобождается от гаражей большой участок, вдобавок при подготовке участка были вырублены все деревья на старой спортивной площадке и вокруг гаражей. Никаких особых пожеланий местных жителей, сложных коммуникаций и других ограничений проектной мысли не было.

Что делают проектировщики? Принимают решения проектировать по существующей ситуации. Причем без анализа особенностей, по которым эта ситуация сложилась! Например, от строения №110/1 до детского сада был заасфальтированый участок, хотя его не было в изначальной планировке прошлого века. На первый взгляд кажется, что заасфальтировали его для проезда, однако все соседние стихийные парковки и множество других не менее востребованных проездов не имели этой роскоши, в лучшем случае они были подсыпаны гравием. На основании этих наблюдений можно сделать вывод, что это заасфальтированный проход. Это часть кратчайшего пути от остановки и магазинов на углу Тургенева/Гагарина к домам внутри квартала. Ширина этого заасфальтированного участка была достаточна только для проезда одной машины, пешеходам приходилось пропускать машины, отступая в грязь на обочине. Что предусмотрено в проекте? Оставить этот участок таким же, узким, без тротуара.

Как хорошо видно, калитка детского сада выводит граждан непосредственно на проезжую часть.

Территория возле детского сада должна быть безопасной, а примыкание стоянки к территории детского сада вообще недопустимо (п. 11.25 СП 42). Был ли запроектирован тротуар вдоль забора ДДУ для обеспечения безопасности выходящих из него людей? Нет.

Ночью здесь машин нет

Это типичная ситуация утром и вечером возле д/с №91. Да, стоянка проектом не предусмотрена, однако ширина проезда позволяет свободно парковаться около забора. Для многих водителей, приезжающих в этот сад, не имеет ровно никакого значения, что менее чем в 50 метрах уже сооружена огромная площадь для парковки с ровным покрытием. Они жмутся ко входу. Постоянно слышны окрики: «Не беги, тут машины!». Можно долго проводить разъяснительные работы, показывать водителям проект, в котором нет парковки возле детского сада. Это бесполезно. Разрешено все, что не запрещено. И проектными решениями можно было сделать безопасную инфраструктуру с пешеходными дорожками, удобными проездами и отсутствием возможности парковаться там, где парковаться нельзя.

Проходы во двор с прилегающих улиц.

Это вид на Тургенева, здесь люди проходили от остановки и магазинов к своим домам внутрь кубика. Как видите, тротуар был так себе, не отделена парковка, машины стоят прямо в грязи. Короче, плохо всем. Нужна была нормальная дорожка и оградить зеленую зону

Проход на улицу Тургенева между домами №110 и №112

Что в результате? Остается карман для парковки, обордюривается зеленая зона, тротуара нет. Считать отмостку тротуаром при наличии большого участка зеленой зоны – просто издевательство.

Регулярно разгружается Магнит
Вид на Тургенева

Вот такой вид открывается, если пытаться пройти во двор от остановки Тургенева/Гагарина

Так и не понятно, чем является этот участок — площадкой для мусорных баков, парковкой или территория разгрузки магазина

И освещения там тоже не предусмотрели, так что и дальше торец дома №110 будет использоваться как туалет (обратите внимание на цоколь). Мы можем считать это комфортными и безопасными проходами во двор? Нет.

Самое интересное, что обозначенные в проекте стоянки могут быть полупустыми, тогда как автовладельцы паркуются на широких проездах поближе к своему дому.

Около 22 часов в будний день
Как тут пройти? А никак, либо по зеленке, либо обходить по опять же проезжей части.

Снимок ниже: слева вход на замечательную спортивную площадку, дети и взрослые со всех окрестных домов теперь сутками гоняют мяч. Но калитка снова выходит на широкую проезжую часть, хотя вариантов безопасного устройства пешеходной инфраструктуры тут была масса.

Прямая, ровная дорога, по которой с ветерком можно выехать на Гагарина

Дом № 42 единственный в кубике не имеет перед фасадом широкой зеленой зоны. Проектом предусмотрено расширение проезда с устройством парковки

Раньше тут проезд был шириной три метра, машины не стояли

Жители собираются ограничить возможность парковки, но уже за свой счет, конечно. Это проектное решение спровоцировало конфликтную ситуацию среди жильцов, многие требовали выхода дома из программы.

И последнее.

Вокруг детской и спортивной площадок в центре двора мало того, что нет тротуаров, так еще и не были высажены деревья взамен срубленных перед началом работ

Только кусты спиреи и сирени. Причем посадочный материал очень плохого качества, некоторые кусты уже явно засохли

Озеленение «на скорую руку»

Добавить еще много можно – есть недочеты в сооружениях площадок, обрезка не попавших под спил деревьев была проведена по краснодарской традиции варварски, контакт с уполномоченными лицами зачастую был затруднен отсутствием желания чиновников искать решения проблем (что, безусловно, связано в том числе и с очень сжатыми сроками производства работ), было спровоцировано несколько конфликтов между жильцами. Но объект уже принят.

Резюмируя, назову произведенные работы не благоустройством и формированием комфортной городской среды, а капитальным ремонтом существующих дворовых сооружений и покрытий.

Уютнее не стало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.