Мазутное бедствие на Кубани: противоречия в оценках чиновников и реальность экологической катастрофы
Разлив мазута в Черном море, вызванный крушением танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» 15 декабря 2024 года, стал крупнейшей экологической катастрофой последних лет. Загрязнение уже охватило десятки километров побережья Краснодарского края, а масштабы бедствия продолжают расти. Однако вместо четкой и согласованной стратегии ликвидации последствий, общественность сталкивается с противоречивыми заявлениями чиновников.
Объем загрязнения: катастрофа или управляемая ситуация?
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил в своем Telegram-канале, что объем загрязненного мазутом грунта уже превысил 30 тысяч тонн и может вырасти до 200 тысяч тонн.
По его словам, местные предприятия по переработке отходов перегружены, и региону требуется срочная помощь федерального центра. Губернатор подчеркнул, что ситуация остается сложной: «Сегодня важно наладить систему его утилизации. <…> Предприятия работают на предельной мощности, но для утилизации прогнозируемого объема загрязненного грунта потребуется много времени».
Однако глава МЧС Александр Куренков в интервью ТАСС заявил, что «сплошного загрязнения нет» и заверил, что проблема будет решена в ближайшее время. «Пляжный сезон не под вопросом. Мы разберемся», — заявил Куренков, умалчивая о необходимости дополнительных ресурсов, на которых настаивает губернатор.
На фоне заявлений Кондратьева о масштабах катастрофы слова Куренкова о «скорейшем решении» звучат как очередная попытка властей приуменьшить серьезность ситуации, что вызывает недоумение и недоверие у жителей региона и волонтеров.
Уровень чрезвычайной ситуации: региональный или федеральный?
25 декабря Вениамин Кондратьев объявил режим чрезвычайной ситуации краевого масштаба, поручив своему заместителю Игорю Галась возглавить штаб по ликвидации последствий. Однако уже на следующий день глава оккупационной администрации Крыма Сергей Аксенов заявил, что по решению Владимира Путина был введен режим ЧС федерального уровня. Это решение позволило выделить дополнительные средства из федерального бюджета.
Вызывает недоумение, почему федеральные власти потребовали еще сутки для осознания масштабов катастрофы? Несвоевременность и разобщенность действий подчеркивают отсутствие четкой координации между уровнями власти.
Реальное состояние побережья: пляжи под угрозой
По словам Кондратьева, мазут, который изначально осел на дне, поднимается на поверхность из-за прогрева воды и продолжает выбрасываться на пляжи Анапы и Темрюкского района. Губернатор поблагодарил волонтеров за их работу, признав, что их помощь остается решающей в ликвидации последствий.
Однако, по словам Куренкова, «все работы ведутся, и проблема будет решена в ближайшее время». Это заявление явно противоречит реальной ситуации на местах. Экологи утверждают, что долгосрочные последствия катастрофы будут более масштабными, чем заявляют власти.
С другой стороны, по видеоособщениям чиновников, которые зачастую снимают свои фото и видео отчеты с пляжей, минимально загрязненных, игнорируя действительно масштабно загрязненные мазутом, которые пытаются спасти простые местные жители и волонтеры, можно найти объяснения выводам Куренкова? Его-то привели на вполне себе приличного вида пляж:
Позиция экологов: реальные риски для экосистемы
Экологи подчеркивают, что разлив мазута уже нанес серьезный ущерб экосистеме Черного моря. По данным Центра спасения дельфинов «Дельфа», только за первую неделю после аварии на побережье было найдено 19 мертвых азовок — это более 1% их популяции у берегов Краснодарского края. По словам специалистов, дельфины погибли от острой интоксикации токсичными веществами, что свидетельствует о масштабе загрязнения.
Волонтеры также сообщают о нехватке ресурсов и оборудования. «Местные власти полагаются на ручной труд добровольцев, что недопустимо при ликвидации катастрофы такого масштаба», — заявил один из участников работ.
На фоне масштабной экологической катастрофы разногласия между местными и федеральными властями не только подрывают доверие к официальной информации, но и замедляют процесс ликвидации последствий.
Начиная с первых дней катастрофы, власти Краснодарского края и федерального уровня сосредоточились на создании имиджа контроля над ситуацией. Отчеты, сопровождаемые фотографиями и видеозаписями с относительно чистых участков побережья, заявления о том, что “сплошного загрязнения нет”, и визиты на “образцовые” пляжи пытаются представить картину, далекую от реальности.
В то же время в социальных сетях волонтеры и местные жители публикуют кадры масштабно загрязненных пляжей, где они в одиночку борются с мазутом, без реальной помощи властей.
Эти разительные контрасты усиливаются противоречиями в заявлениях чиновников.
Эта несогласованность и попытки властей минимизировать масштабы бедствия создают впечатление, что вместо реального решения экологической катастрофы чиновники сосредоточены на публичных заявлениях и отчетах, которые противоречат друг другу и не находят отклика в реальной жизни тех, кто ежедневно сталкивается с последствиями катастрофы — людей оставшихся в своей борьбе с мазутом один на один, с нехваткой ресурсов и оборудования, в условиях, которые власти либо не замечают, либо предпочитают не афишировать.