Наверное, каждый хотя бы раз сталкивался с запретом на пронос в развлекательные заведения типа аквапарков обычной питьевой воды. В большинстве случаев посетители или выкидывают взятые с собой бутылочки или оставляют их у столика охраны, чтобы забрать на выходе.
Запрет можно было бы объяснить заботой о чистоте в бассейнах, но на территории подобных заведений, как правило, вовсю продают газировку всех вкусов и расцветок, а также еду, которую можно поглощать в шезлонгах.
Верховный суд России (определение от 15 сентября 2017 года № 306-КГ17-12283) признал подобный запрет незаконным. Но пользуясь тем, что не все региональные Роспотребнадзоры, как доказавшее незаконность запрета и прошедшее все судебные инстанции управление по Татарстану, готовы защищать права потребителей, владельцы аквапарков продолжают устанавливать сомнительные с точки зрения права ограничения.
Подобный запрет действует и в аквапарке «Ниагара» на Тургеневском шоссе под Краснодаром – вытаскивать бутылки с обычной водой из пляжных сумок на входе заставляют охранники, это же прописано в правилах возле кассы.
Столкнувшись с ним в очередной раз, краснодарец не стал спорить с охранниками, для которых установленные владельцем правила оказались непреклонной истиной. Посетитель решил защитить свои, а равно и всех остальных клиентов аквапарка права, через портал «Госуслуги» обратившись в Роспотребнадзор.
Причем сразу в два: адыгейский, так как аквапарк находится на территории Тахтамукайского района, и краснодарский, так как владеющий аквапарком «Ниагара» предприниматель зарегистрирован в Краснодаре.
Оба ведомства, несмотря на сложившуюся судебную практику и очевидное нарушение прав потребителей, синхронно отделались отписками.
– Необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, является подтверждение заявителем в его обращении факта того, что до обращения в Роспотребнадзор, он обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено, либо требования заявления не были удовлетворены, – гласит ответ Роспотребнадзора из Адыгеи.
По логике ведомства, столкнувшись с очевидным и прописанным в правилах учреждения нарушением прав, потребитель должен заказным письмом направить письмо нарушителю, месяц ждать ответа и только после этого имеет право на защиту Роспотребнадзора. Где без такой бумажки и палец о палец, видимо, не готовы ударить, чтобы отстоять, как любят говорить в прокуратуре, «права неопределенного круга лиц».
Краснодарский Роспотребнадзор не стал посылать за перепиской с владельцем «Ниагары», а сам послал. Причем в буквальном смысле. Защищающее права потребителей ведомство перенаправило обращение о запрете на пронос бутылок с водой в аквапарк… министру гражданской оборы и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Борису Глебову.
– В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения… направляем заявление… для принятия мер в пределах компетенций, – говорится в перенаправлении, подписанном заместителем руководителя Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Татьяной Гречаной.
Какие компетенции у министра по делам ГО и ЧС Глебова в отношении бутылочки с водой совершенно непонятно. Зато очевидно, что бюрократический подход к делу в Роспотребнадзоре убивает всякое желание защищать свои права. Потому что бесполезно жаловаться – в ответ доводы не то что не проверят, может быть даже не прочитают обращение, перебросив его в следующее ведомство.
Обращение о запрете на пронос воды Роспотребнадзор перенаправил министру по ГО и ЧС
Далеко не везде Роспотребнадзор отмахивается от граждан. Столкнувшемуся с подобной историей управлению из Татарстана пришлось несколько лет доказывать в судах всех инстанций незаконность запрета на пронос еды и напитков в аквапарк и другие развлекательные заведения, собственники которых каждый раз пытались оспорить предписание Роспотренадзора.
В итоге Верховный суд России подтвердил: такого ограничения в законодательстве не предусмотрено – аквапарк ущемляет права потребителей, пришедших с билетами и приобретенными вне заведения напитками. А ведь коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Казанский аквапарк пытался оправдаться тем, что не пускает посетителей со своими продуктами исключительно в целях обеспечения эпидемической безопасности. Но суд справедливо отметил, что продукты и напитки свободно продаются в фуд-зоне аквапарка и посетители все равно могут проносить их к бассейнам.
Раз управления Роспотребнадзора по Адыгее и Краснодарскому краю не готовы защищать права потребителей даже после прямого к ним обращения, дождемся ответа прокуратуры, которая и оценит бюрократическую изобретательность ведомств.
Источник: Обзор