На Кубани в 2015 выросли расходы на олимпийские объекты и «духовность"

20.01.2016

В 2015г. в регионе существенно выросли расходы на олимпийские объекты, подготовку к ЧМ-2018 и духовное развития граждан. Одновременно регион снизил траты на ТЭК и охрану окружающей среды.

Министерство финансов Краснодарского края отчиталось об исполнении государственных программ в регионе в 2015г. Всего на 26 программ, принятых в крае, в прошлом году было направлено 177,4 млрд руб., что на 3,5% выше уровня 2014г.

Традиционно основная часть средств была направлена на социальные программы. Траты на часть из них за 2015г. выросли.

К примеру, на развитие здравоохранения был направлено 41 млрд руб. (на 8% больше, чем в 2014г.), образования — 45 млрд руб. (+4,8%), соцподдержку граждан – 34,97 млрд руб. (+10,7%). Существенно были увеличены расходы на создание доступной среды — на 26% до 329,4 млн руб., на формирование духовно-нравственного развития граждан — на 36,7% до 49,2 млн руб. На указанные цели пришлось 68,4% программных расходов края прошлого года.

Кроме того, существенно выросли расходы на ряд программ, связанных с участием региона в крупных федеральных проектах. Так, затраты края  по программе постолимпийского использования олимпийских объектов и развития Имеретинской низменности Сочи в 2015г. выросли в 2 раза и составили 4,86 млрд руб. На обеспечение участия края в подготовке и проведении к другим крупным мероприятиям — Кубку конфедераций в 2017г. и чемпионату мира по футболу в 2018г. в РФ — траты выросли на 42,3% до 1,4 млрд руб.

По мнению экономического аналитики Александра Полиди, рост трат на обслуживание олимпийского наследия и ЧМ-2018 – это вынужденные меры. “Обслуживание олимпийского наследия является обузой для края. Хотя регион и ожидал финансирование из федерального бюджета, пока это не оправдалось. Кроме того, край прорабатывает механизмы взаимодействия по этому вопросу. ЧМ тоже не проводить нельзя. Конечно, это несправедливое перераспределение, но мера вынужденная”, — уверен экономист.

Также увеличились расходы на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В прошлом году край на эти цели направил 9,8 млрд руб., что на 20,4% больше уровня 2014г.

Однако ряд программ в прошлом году получил значительно меньшее финансирование, чем в 2014г. К таким относятся и несколько социальных. Так, расходы на программу “Дети Кубани” снизились на 41,8% до 1,9 млрд руб. и “Казачество Кубани” — на 11,5 до 1 млрд руб. “Пострадало” и развитие спорта с физкультурой: уменьшение размера финансирования здесь составило 13,2% (до 3,8 млрд руб.). Серьезно сократился  объем средств на охрану окружающей среды – на 63,1% до 1,5 млрд руб.

Кроме того, можно сделать вывод о том, что край сократил объемы поддержки отраслей реальной экономики. Топливно-энергетический комплекс края в 2015г. получил на  62,2% меньше финансирования, чем в  2014г. (всего на него было потрачено 399,95 млн руб.). Санаторно-курортная сфера в прошлом году получила на 28% меньше, чем годом ранее (566,9 млн руб.). Наконец, снизились объемы средств, направленных на экономическое развитие и инновационную экономику региона — на 20,6% до 1,2 млрд руб.

Как рассказал Полиди, нужно учитывать, что в крае сократилось общее количество программ. “Снижение по отдельным статьям означает, что оно возникает в других программах. Например, сократилась поддержка экономики, но как статья в отдельной программе. Она же возникла в других целевых программах с другими источниками финансирования. Говорить о том, что просто сократили без компенсации, не стоит”, — утверждает экономист.

Заметим, что в 2016г. продолжится сокращение программных расходов на ТЭК (снижение на на 47,5% до 197 млн руб.), санаторно-курортную отрасль (на 34,6% до 410 млн руб.). Даже на сельское хозяйство в текущем году сокращение расходов должно составить 61% (до 6,4 млрд руб.). Справедливости ради добавим, что будут и увеличения расходов по программам реального сектора экономики. Например, финансирование программы развития промышленности (о которой в отчете Минфина за 2015г. даже не упоминается) должно увеличиться в этом году в 6 раз  до 121 млн руб.

“То, что бюджетные расходы будут резаться — это абсолютно очевидно. Есть бюджетные доминанты (цена на нефть). Обыватель скажет, какое отношение к нефти имеет край? Однако есть межбюджетные трансферты. Если бы цена на нефть была высокой, краю не пришлось бы в полном объеме финансировать наследие олимпиады и подготовку к ЧМ”, — уверен Полиди.

Власти Кубани в 2016г. планируют сократить расходы на содержание госаппарата на 10-15%, а также расходы на покупку движимого имущества и капитальный ремонт на 20%.

Отметим, что согласно последним данным Минфина Кубани, собственные доходы бюджета региона в 2016г. должны составить 194 млрд 395 млн руб., расходы — 193 млрд 589 млн руб. Таким образом, профицит бюджета ожидается на уровне 806 млн руб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.