Почти полсотни интернет-изданий, включая сайты десятка «районок» и официальных СМИ Краснодарского края – «Кубанских новостей» с телеканалом «Кубань 24» – рассказали о вымышленном «конфликте сторонников Навального с аниматорами», якобы произошедшем на открытии предвыборного штаба оппозиционного политика.
Настолько оперативных репортажей от «Знамени труда» и «Сельской газеты» не дождешься даже с официальных мероприятий, но вечером субботы кубанские журналисты буквально вытянули эту новость в топ «Яндекса».
Напомним, что 8 апреля в бизнес-центре «Кавказ» начальник федерального предвыборного штаба Навального Леонид Волков презентовал открытие краснодарского штаба.
В коридоре активистов поджидали пара десятков молодых людей с плакатами, несколько ростовых кукол Винни-Пуха и всех-всех-всех героев Disney вяло пытались прорваться в конференц-зал.
Опрошенные «Голосом Кубани» эксперты отмечают: это вовсе не безобидная выходка Дональда Дака, решившего потроллить Алексея Анатольевича за видео с «домиком для уточки» в резиденции, согласно расследованию ФБК принадлежащей премьер-министру Дмитрию Медведеву.
С помощью ростовых кукол, ставших главным месседжем нерядового для Кубани события, их заказчики изменили медийную повестку с серьезного обсуждения работы волонтеров в регионе и антикоррупционных расследований на абсурдный фарс.
– Наконец на Кубань пришла занимательная политика. Подобные подходы лишь разогревают интерес к избирательной кампании в целом, даже далекие от политики люди будут следить, репостить и, как следствие, интересоваться. Это безусловно радует, – так в комментарии «Голосу Кубани» оценил акцию аниматоров руководитель краснодарского штаба Мирослав Валькович.
Собеседник подчеркнул, что предвыборная битва будет идти именно за голоса молодежи, поэтому в кампании используются популярные у молодой интернет-аудитории образы и мемы.
– Все же куда интересней, чем банальные пикеты и провокации. Правда мы так до конца и не поняли в чем была суть, в чем была «глубина замысла», сами аниматоры ответить не смогли. Надеюсь авторы идеи нам разъяснят. Но ничего страшного – вызов брошен и за нами ответ, – предупредил Валькович.
И первым таким ответом стал размещенный на видеохостинге YouTube ролик «Навальный Топчик», по словам Мирослава, сделанный волонтерами краснодарского штаба.
При этом доктор политических наук профессор Михаил Савва сомневается в действенности приема осмеяния по отношению к Алексею Навальному.
– Навальный это принципиально не тот объект. В отношении Навального него технология, на мой взгляд, не сработала. Когда прошлым летом технологию осмеяния в Краснодаре пытались использовать против коммуниста Сергея Обухова, при его малоузнаваемости это могло сработать. Но узнаваемость Навального в современной России близка к узнаваемости Путина, смеяться над реальной борьбой с коррупцией в нашей стране не станут, – считает эксперт. – Сама акция привлекла внимание к мероприятию, без нее резонанс открытия был бы намного скромнее.
Согласится можно с одним: сторонникам Алексея Навального (а в зал пришло около 200 человек), а также записавшимися в волонтеры через интернет 500 краснодарцам, Винни-Пух со Смурфиками действительно могли показаться нелепыми и даже убогими. Но акция рассчитана не на них.
– Лучше писать не о ростовых куклах, а о содержании встречи с Леонидом Волковым. Впервые в Краснодаре пятьсот человек заявили о готовности заниматься политической кампанией оппозиционного кандидата. Это очень большое событие для Кубани, – предлагает вернуться к серьезной теме краевой координатор «Голоса» Давид Канкия. – Если же говорить о куклах, то заказчики оказались настолько убогими, что даже куклы у них нашлись «пендосские». Раз они позиционируют себя как патриоты, то очень странно, когда герои Disney кричали Волкову «вон из России!».
Присутствовавший на открытии штаба эксперт подчеркнул, что стоявшие на улице люди – согнанные студенты, прятавшие свои лица за плакатами, даже не могли ответить зачем они сюда явились.
Портал Юга.ру , порадовавший прямой трансляцией с открытия краевого штаба, отмечает: новость об этом событии стала единственной для десятка районных изданий за все выходные, так как большинство муниципальных газет в субботу и воскресенье не работают.
«Это специальная механика для попадания в сюжеты «Яндекс.Новостей» и взаимного повышения цитируемости. Сходные материалы за короткий промежуток времени появляются на подконтрольных СМИ, ссылаясь друга на друга, и в течение 40-60 минут сформировываются в сюжет новостного агрегатора, поднимая его на верхние позиции. Противодействовать такому крайне сложно — ведь эти сайты имеют лицензию СМИ и соответствуют формальным правилам агрегаторов» – отметил журналист портала Юга.ру, медиааналитик Сергей Бурцев.