В воскресенье, 15 декабря 2024 года, в Керченском проливе между территорией России и аннексированным Крымом потерпели крушение два танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Авария произошла в условиях сильного шторма с высотой волн до семи баллов. На борту «Волгонефти-212», построенного в 1969 году, находились 13 человек.
Судно разломилось пополам в восьми километрах от берега, один член экипажа погиб. Остальных моряков эвакуировали, однако 11 из них были госпитализированы с переохлаждением в больницу Анапы, двое остаются в тяжелом состоянии. У всех пострадавших, по данным главы Краснодарского края Вениамина Кондратьева, диагностировано переохлаждение.
Второй танкер, «Волгонефть-239», построенный в 1973 году, сел на мель в 80 метрах от берега в районе порта Тамань. На его борту находилось 14 человек. Эвакуация была временно приостановлена из-за плохой погоды, но утром понедельника спасательная операция завершилась успешно. Никто из членов экипажа не пострадал, медицинская помощь не понадобилась.
Разлив нефтепродуктов был подтвержден как Росморречфлотом, так и пресс-службой правительства России. Мазут дрейфует к побережью между мысом Панагия и косой Тузла. Точный объем утечки пока не установлен. Завотделом Морского гидрофизического института РАН Сергей Станичный, ссылаясь на данные спутникового мониторинга, сообщил, что в море могло попасть около трех тысяч тонн мазута — по 1,5 тысячи тонн с каждого танкера. Минприроды России предупредило, что часть нефтепродуктов остается внутри танкеров, а часть осела на дне из-за низкой температуры воды.
Экологи Greenpeace назвали аварию одной из самых серьезных техногенных катастроф в Черном море за последние десятилетия. «Разлив мазута в этих условиях будет крайне сложно локализовать», — заявил представитель организации Пол Джонсон, отмечая, что течение движется на северо-восток. Экологи напомнили, что аналогичное крушение танкера серии «Волгонефть» произошло в 2007 году, когда утечка мазута загрязнила десятки километров побережья.
На фоне произошедшего в четырех населенных пунктах Краснодарского края был введен режим повышенной готовности. Спасательные службы продолжают работать над ликвидацией последствий аварии, однако погодные условия осложняют ситуацию. Инцидент вновь поднимает вопросы о безопасности эксплуатации старых танкеров и готовности к экологическим чрезвычайным ситуациям