Годовщина выделенной полосы на Северной

23.10.2020

   Этот материал опубликован в разделе “Блоги”.

Ровно четыре года назад на Северной улице отменили выделенные полосы, не просуществовавшие там и двух недель. С тех пор «выделенка» на Северной превратилась в городской миф: уже почти никто не помнит подробностей этой истории, но многие уверены, что выделенная полоса спровоцировала транспортный коллапс и поставила город на колени. Давайте вспомним, как всё было, и попытаемся понять, есть ли у Краснодара иной выход.

Выделенная полоса на Северной была очень сложным проектом — достаточно посмотреть на то, сколько маршрутов общественного транспорта проходит по этой улице. Это узкое место города сдерживает магистральные транспортные потоки как личного, так и общественного транспорта. По провозной способности одной полосы движения общественный транспорт выигрывает у личного, а в условиях дефицита земли под эти полосы у города не остаётся иного выбора, кроме как ограничивать использование личного транспорта и давать приоритет общественному. В противном случае Краснодар вначале превратится в одну большую развязку, а потом всё равно встанет в пробку и задохнётся в выхлопах.

Выделенная полоса ускорила бы движение общественного транспорта. Но ускорение — это не единственный эффект. Есть ещё эффект экономический: если транспорт стоит в пробках, то для обеспечения интервала в 10–15 минут требуется, к примеру, 15 машин на маршруте, но если транспорт в пробках не стоит, то достаточно будет 5–7 машин — они будут быстрее оборачиваться. Как следствие, при сохранении текущих интервалов можно пустить высвободившиеся машины на новые линии или существенно сократить интервал движения на рассматриваемом маршруте.

Причина провала «выделенки» по Северной была в неправильном запуске проекта. Повлиял комплекс факторов:

а) Не вовремя. Осень, начало нового делового сезона, да ещё и дожди, которые для Краснодара всегда катаклизм… Вводить полосу в это время было не лучшей идеей. Для сравнения — ремонт улицы Северной летом 2015 года: было перекрыто минимум по полосе в каждом направлении, но время для перекрытия выбрали грамотно, и почти никто не возмущался.

б) Горожане не были подготовлены. До введения выделенной полосы надо было в СМИ, на рекламных поверхностях вдоль самой Северной, а также на бортах проходящих по улице автобусов и троллейбусов сообщать о грядущих изменениях и, самое главное, о том, какие плюсы это принесёт горожанам. Этого не было.

в) Неподготовленность инфраструктуры и ресурсов. Выделенная полоса — это не только разметка и знаки: это и подготовленные пути объезда для авто, показанные на информационных стендах, и система контроля за выездом на полосу, и инспекторы ГИБДД, помогающие на дороге и борющиеся с нарушениями, и учёт пассажиропотока в ОТ, и отслеживание потоков личного автотранспорта… По всем этим направлениям был почти полный провал.

г) Неслаженный запуск. Службы, ответственные за организацию «выделенки», работали неслаженно. В качестве примера: после открытия полосы в одну сторону и первых возмущений автомобилистов мэр сообщил, что в обратном направлении полосу не введут до тех пор, пока не наладят работу уже открытой полосы. И в этот же день была запущена полоса во встречном направлении.

Нужно ли внедрять выделенные полосы в городе? Нужно. Общественный транспорт в состоянии провезти по одной полосе гораздо больше людей, чем личный. По грубым прикидкам, одна полоса с личными автомобилями перевезёт 1200–1800 чел/час, а полоса общественного транспорта — 4500–6000 чел/час, и это без приоритета на перекрёстках.

В Краснодаре только трамвай способен дать более-менее качественную транспортную услугу, то есть довезти из точки А в точку Б за прогнозируемое время. Но трамвай можно пустить далеко не везде, поэтому те районы, где трамвая (пока) нет, нужно обеспечить максимально надёжным общественным транспортом уже сейчас. Единственный способ превратить автобусы и троллейбусы в надёжный транспорт — дать им приоритет.

Самое любопытное, что выделенные полосы и в интересах автомобилистов! Сейчас очень многие люди используют машину от безысходности. Город просто не оставил им выбора: либо ты сидишь дома, либо покупаешь авто (да хоть в кредит!) и можешь ехать на работу. Для значительной части водителей езда по городу — это стресс. Они с радостью променяют «баранку» на нормальный общественный транспорт, если такая возможность появится. А значит, с появлением в городе нормальной системы общественного транспорта на дорогах станет просторнее, пробок и смога будет меньше.

Городские решения

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.